Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Сроки обжалования налоговых уведомлений-решений

Сроки обжалования налоговых уведомлений-решенийОпределение сроков обжалования в судебном порядке налоговых уведомлений-решений до и после принятия Закона «О судоустройстве и статусе судей» и Налогового кодекса

Как было?

До внесения изменений в Кодекс административного судопроизводства (далее – КАС) Законом «О судоустройстве и статусе судей» при определении сроков обжалования в судебном порядке налоговых уведомлений-решений мнения плательщиков налогов различались: одни из них руководствовались положениями Закона «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее – Закон № 2181), другие же в определении указанных сроков исходили исключительно из положений КАС.

Дело в том, что ч. 2 ст. 99 КАС определялся общий срок обращения в административный суд для защиты прав, свобод и интересов в один год. В то же время положениями Закона № 2181 такой срок определялся в 1095 дней. При этом сторонники определения срока по Закону № 2181 аргументировали свою позицию тем, что в положениях КАС есть отсылочная норма, определяющая, что для обращения в административный суд могут устанавливаться другими законами иные сроки.

Точку в данном споре поставило письмо Высшего административного суда от 01.12.2009 г. № 1624/13/13-09, в котором суд принял позицию сторонников исчисления сроков исходя именно из норм Закона № 2181 и указал, что при разрешении конкуренции между положениями ч. 2 ст. 99 КАС и нормами ст. ст. 5 и 15 Закона № 2181 следует учитывать предписания ч. 3 ст. 99 КАС. Последняя предусматривает, что для защиты прав, свобод и интересов лиц данным Кодексом и другими законами могут устанавливаться иные сроки для обращения в административный суд, в том числе и Законом № 2181.

До судебной реформы ВАСУ стоял на позиции, позволявшей оспаривать налоговые уведомления-решения в течение 1095 дней

Таким образом, срок обращения налогоплательщика с иском в административный суд относительно обжалования решения контролирующего органа о начислении налогового обязательства определялся на основании норм ст. ст. 5 и 15 Закона № 2181 и составлял 1095 дней с момента получения соответствующего налогового уведомления.

Что изменилось?

07.07.2010 г. были внесены изменения в КАС вышеуказанным Законом «О судоустройстве и статусе судей». Изменения коснулись и сроков обращения в административный суд: ст. 99 КАС была дополнена новой частью, которой определялся срок в 1 месяц для обращения в административный суд с исками об обжаловании решений субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть предъявлено требование о взыскании денежных средств.

Следует отметить, что норма ст. 99 КАС, позволяющая определять иные сроки для обращения в административный суд другими законами, осталась неизменной. Казалось бы, пользуясь данной отсылочной нормой ст. 99 КАС и положениями Закона № 2181 в части определения сроков исковой давности, для определения сроков обращения в административный суд по-прежнему необходимо руководствоваться положениями Закона № 2181.

Внесенные в КАС изменения не затронули ч. 3 ст. 99 КАС, позволявшую ВАСУ утверждать о наличии 1095 дней на обжалование налоговых уведомлений-решений

Тем не менее 27.09.2010 г. Высший административный суд издает новое письмо № 1343/11/13-10, которым кардинально меняет свою позицию в данном вопросе и указывает, что с момента вступления в силу изменений к КАС, внесенных Законом «О судоустройстве и статусе судей», сроки для обращения лица с иском о признании противоправными налоговых уведомлений-решений установлены непосредственно данным Кодексом, т. е. данный срок составляет 1 месяц. При этом Высший административный суд акцентирует внимание на том, что основания для применения норм других законов в части определения сроков для обращения в административный суд, в том числе и Закона № 2181, отсутствуют. К сожалению, в данном письме Высший административный суд не дает правового анализа другим положениям ст. 99 КАС, согласно которым законодатель предусмотрел возможность установления иных сроков обращения в административный суд другими законами Украины, что указывает на неполноту исследования данного вопроса судом и не позволяет согласиться с его позицией. При всем том Высший административный суд дал четко понять, какой срок обращения в административный суд он считает верным, хотя и не аргументировал почему.

Меняет ли ситуацию новый Налоговый кодекс?

Уже принятый Налоговый кодекс однозначно устанавливает срок для обращения в административный суд с указанными исками в один месяц.

Необходимо отметить, что такое существенное сокращение сроков обращения в суд явно ухудшает права налогоплательщика, что противоречит ст. 22 Конституции, согласно которой при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужения содержания и объема существующих прав и свобод. При этом, в соответствии со ст. 55 Конституции, каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц.

Сокращение срока обращения в суд с иском с 3 лет до 1 месяца существенно сужает теперешние права налогоплательщиков на судебную защиту. Однако при принятии Налогового кодекса законодатель проигнорировал вышеуказанные нормы Основного Закона Украины и не изменил ситуацию.

ВЫВОД:

В сложившейся ситуации налогоплательщику необходимо четко отслеживать сроки принятия налоговых уведомлений-решений и не пропускать сроки их обжалования, поскольку пропуск срока обращения с иском в административный суд является основанием для оставления иска без рассмотрения (в случае если суд по заявлению истца не найдет оснований для восстановления такого срока).

Автор: Анна Мищеряковская


Яндекс.Метрика