Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Антикоррупционная программа как условие участия в процедурах госзакупок: позиция Минэкономразвития

В связи с тем, что с 26 апреля начала действовать новая для всех заказчиков в рамках госзакупок норма об обязательности отказа участнику, который не имеет антикоррупционной программы, если ее обязательность предусмотрена законом, Минэкономразвития пришлось издавать разъяснение порядка применения такой нормы.

Позиции Министерства сформулированы в письме № 3302-05/16476-07 от 25.05.2015, в котором рассмотрены действия заказчика на этапе оформления требований к конкурсному предложению и рассмотрения поданных предложений.

В частности, внимание заказчиков обращено на следующий момент: ч. 1 ст. 17 Закона "Об осуществлении государственных закупок" предусмотрено, что заказчик должен удостовериться именно в самом факте наличия у участника антикоррупционной программы, если в законодательстве для таких субъектов она обязательна.

Следовательно, наличие антикоррупционных программ заказчик должен проверять в двух случаях:

1) стоимость предмета закупки составляет не менее 1 миллиона гривен для товаров и услуг, а для работ – не менее 5 миллионов гривен. В этом случае наличие антикоррупционных программ требуется от всех участников;

2) участником является коммунальное либо государственное предприятие, или хозяйственное общество, 50 % и более долей в уставном капитале которого принадлежит государству, при условии, что среднеучетная численность работников такого предприятия за отчетный год превышает 0 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (услуг, работ) за тот же период превышает 70 миллионов гривен. При этом в таком случае проверять наличие программы надо независимо от стоимости предмета закупки.

Эти выводы Минэкономразвития делает на основании анализа предписаний ч. 2 ст. 62 Закона "О предотвращении коррупции".

Таким образом, заказчик должен включать в документацию конкурсных торгов требования о документальном подтверждении факта наличия антикоррупционной программы. Поскольку форма такого подтверждения законодательством не установлена, заказчик имеет право определять ее самостоятельно.

Однако, проанализировав нормы антикоррупционного законодательства, регулирующие порядок утверждения антикоррупционной программы и назначения уполномоченного по ее соблюдению, Минэкономразвития все же посчитало возможным сформулировать определенные рекомендации относительно документального подтверждения наличия антикоррупционной программы у участника процедур закупок. Итак, желательно требовать от участников:

1) информацию в произвольной форме о том, что сведения о юридическом лице не вносились в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения;

2) заявление о наличии антикоррупционной программы в произвольной форме с приложением к нему копии антикоррупционной программы и приказа о назначении уполномоченного либо заявление об отсутствии антикоррупционной программы в ситуации, когда она не является обязательной согласно законодательству.  

При этом Минэкономразвития четко оговаривает, что данные рекомендации стоит применять только до начала деятельности Национального агентства по борьбе с коррупцией, которое должно будет урегулировать эти вопросы.

 

Автор: Анастасия Вольная

Введите свой вопрос, и получите бесплатно квалифицированную консультацию юриста:



Яндекс.Метрика