Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Комитет по конкурсным торгам: особенности формирования и функционирования

В рамках процедуры госзакупок на стороне заказчика ключевую роль играет специально создаваемый орган – комитет по конкурсным торгам (далее – Комитет). Его статус определяется Законом "О осуществлении государственных закупок" (прежде всего ст. 11), а также положением о комитете по конкурсным торгам, утверждаемом на основании Типового положения о комитете по конкурсным торгам. Кроме того, на этот орган возлагается исполнение всех обязанностей заказчика в рамках процедуры закупок.

Комитет согласно ч. 1 ст. 11 Закона "О осуществлении государственных закупок" (далее – Закон) создается заказчиком либо генеральным заказчиком в рамках процедуры закупки на основании рамочного соглашения. Минимальный численный состав Комитета согласно ч. 2 ст. 11 Закона составляет 5 человек. Единственное исключение – численность должностных лиц заказчика меньше этой цифры. В таком случае в состав Комитета должны входить все должностные лица заказчика.

При этом особое внимание уделяется следующему моменту: в состав комитета не могут входить лица, присутствие которых может повлиять на объективность и беспристрастность принятия решений. Это общее требование уточнено в ч. 2 ст. 11 Закона, которая указывает, что членами комитета не могут быть должностные лица и представители участников, члены их семей, народные депутаты Украины, депутаты ВР АРК и депутаты местных советов всех уровней. 

Предполагается, что данные требования могут быть конкретизированы конкретным положением о Комитете, однако, насколько можно судить, на практике этого по большей части не делается. В качестве примеров можно привести Положение о комитете по конкурсным торгам Государственного агентства земельных ресурсов Украины, Положение о комитете по конкурсным торгам Министерства энергетики и угольной промышленности и Положение о комитете по конкурсным торгам Государственной регистрационной службы Украины, в которых просто продублированы соответствующие нормы Закона.

Требований о прохождении специального обучения членами Комитета в законодательстве, в отличие от некоторых предыдущих версий Закона о госзакупках, не содержится.

 

Ответственность за соблюдение законодательства о госзакупках при работе Комитета несут лично его председатель и секретарь.

Численность Комитета и его персональный состав утверждаются заказчиком. Как правило, это делается отдельным приказом уже после утверждения положения о Комитете.

Комитет имеет своих должностных лиц – председателя Комитета (его наличие прямо предусмотрено ч. 3 ст. 11 Закона) и секретаря Комитета (обязательность его назначения подразумевается исходя из содержания ч. 2 ст. 11 Закона). Кроме того, на основании п. 4 Раздела II Типового положения из числа членов Комитета могут быть назначены заместители председателя.

Глава Комитета утверждается решением заказчика. Остальные должностные лица определяются председателем (п. 4 Раздела II Типового положения). Он же распределяет между ними, а также остальными членами Комитета, функции.

При этом стоит обратить внимание на то, что председатель Комитета может быть наделен правом заключать от имени заказчика договоры по итогам процедур госзакупок.

В обязанности председателя Комитета согласно п. 3 Раздела IV Типового положения входит прежде всего организация работы Комитета, в том числе назначение заседаний, формирование повестки дня заседаний, а также проведение этих заседаний. Также он имеет право инициировать изменения в персональном составе Комитета.

В свою очередь на секретаря Комитета, исходя из п. 4 и 5 Раздела IV Типового положения, возложены функции по ведению протоколов заседаний, обеспечению оформления и хранения всей документации Комитета, предоставлению конкурсной документации участникам госзакупок и так далее.

 

При составе Комитета в 5 человек для проведения заседания достаточно присутствия трех членов, а для принятия решения в таком случае – двух голосов.

Права и обязанности прочих членов Комитета определяются п. 1 и 2 Раздела IV Типового положения. Кроме того, к работе Комитета могут привлекаться сотрудники заказчика с целью предоставления консультаций и технической помощи.

Заседания являются основной формой работы Комитета. Согласно п. 7 Раздела II Типового положения кворум на заседании составляет 2/3 членов Комитета (при минимальном составе в 5 человек на заседании должны присутствовать трое). При этом присутствие председателя и/или секретаря не является обязательным. Председателя может заменить заместитель, а секретаря – член Комитета, назначенный председателем.

Все решения принимаются простым большинством от числа присутствующих, то есть в приведенном примере – двумя голосами. В случае если голоса разделились поровну, председатель имеет право решающего голоса. Это прямо предусмотрено п. 7 Раздела II Типового положения.

 

В свою очередь, список основных функций Комитета следующий:

1) утвердить годовой план закупок;

2) выбрать применяемую процедуру закупки в каждом конкретном случае;

3) обеспечить принятие всех необходимых в рамках выбранной процедуры решений (утвердить квалификационные требования, определить предмет закупки, установить ключевые параметры – цену, сроки поставок, объем закупок и так далее).

Кроме того, на Комитет возлагаются другие функции, предусмотренные Разделом III Типового положения и Законом.

Все решения Комитета оформляются протоколами заседаний. Никаких других документов (кроме письменных разъяснений) Комитет не издает.

При этом ответственность за соблюдение законодательства о госзакупках при работе Комитета несут лично его председатель и секретарь.

  

ВЫВОД

Комитет является основным органом заказчика в процедурах госзакупок. На него возлагаются как организационные функции, так и функции по принятию ключевых решений (вплоть до подписания соглашений по результатам проведенных процедур). И именно должностные лица Комитета несут ответственность за соблюдение законодательства о госзакупках.

 

Автор: Мамут Сатик


Яндекс.Метрика