Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Интеллектуальная собственность предприятий: способы защиты

Интеллектуальная собственность предприятия формируется из идей, знаний и способов их реализации в хозяйственной деятельности для получения максимальной коммерческой выгоды, то есть напрямую связана с экономической безопасностью объекта хозяйствования. В первую очередь руководитель или юрист предприятия должны провести юридический аудит объектов интеллектуальной собственности, а именно:

– определить основные объекты интеллектуальной собственности предприятия: фирменное наименование предприятия, знаки для товаров и услуг, промышленные образцы, полезные модели, изобретения, объекты авторского права, ноу-хау;

– выделить наиболее ценные объекты или их составляющие;

– определить юридический статус указанных объектов: обязательность регистрации объектов в государственных органах, наличие и срок действия свидетельств, патентов;

– установить лица, которых могут заинтересовать объекты интеллектуальной собственности предприятия;

– выявить "слабые места" и составить четкую стратегию, направленную на исправление ситуации и пресечение нарушаемых прав.

Основной функцией правовой защиты объектов интеллектуальной собственности является гарантия индивидуализации самого производителя и его продукции, а что, как не фирменное наименование предприятия, в первую очередь позволяет потребителю выделить его среди конкурирующих производителей и наделяет предприятие определенной деловой репутацией. 

Право интеллектуальной собственности на фирменное (коммерческое) наименование действует с момента первого использования этого наименования и охраняется без обязательной подачи заявки на него или его регистрации.

Хоть законодательством Украины и закреплено, что право интеллектуальной собственности на фирменное (коммерческое) наименование действует с момента первого использования этого наименования и охраняется без обязательной подачи заявки на него или его регистрации и независимо от того, является ли коммерческое наименование частью торговой марки, на практике нередки случаи создания фирм, копирующих фирменное наименование с незначительными изменениями и выпускающих аналогичную продукцию, паразитируя на уже созданной деловой репутации. И не имеет значения, создана ли такая фирма-паразит прямыми конкурентами или бывшими работниками/соучредителями, итог один – предприятие теряет доход, тратит время на судебные разбирательства и, в случае производства фирмой-паразитом некачественной продукции, теряет большой процент потребителей. 

В качестве превентивных мер, рекомендуется регистрация фирменного наименования как знака для товаров и услуг вне зависимости от наличия основной торговой марки для идентификации производимой продукции, что позволит предприятию более четко ограничить "свою территорию" в определенном сегменте рынка.

Однако не стоит надеяться на то, что такие, исключительно правовые мероприятия по защите интеллектуальной собственности, как регистрация объектов в соответствующих государственных реестрах, обеспечат необходимую защиту объектов интеллектуальной собственности предприятия. Наш опыт в области защиты интеллектуальной собственности показывает, что гарантированную эффективность может принести только комплексная защита, сочетающая в себе и правовую и организационную защиту.

Для работодателя рекомендуется как можно более четко прописать условия, на которых работник создает объект интеллектуальной собственности.

Если у вас работают авторы, дизайнеры, программисты или другие работники, непосредственно разрабатывающие продукт, работодатель имеет возможность учесть возможные риски заранее и определить имущественные границы сотрудничества в трудовом договоре (контракте) или гражданско-правовом договоре с обязательным указанием условия выплаты авторского вознаграждения (например, отдельная оплата по авторскому договору или в виде премий и компенсаций), причем для работодателя рекомендуется как можно более четко прописать условия, на которых работник создает объект интеллектуальной собственности и отчуждает в пользу работодателя все исключительные имущественные авторские права во избежание возможного опротестования договоров о передаче имущественных прав на созданные объекты от работодателя третьим лицам – непосредственным покупателям товара или услуги предприятия.

Более сложная ситуация возникает в случае использования в деятельности предприятия секретов производства или ноу-хау, что обусловлено невозможностью зарегистрировать такую информацию так же, как знак для товаров и услуг, изобретение, полезную модель или другие подобные объекты интеллектуальной собственности так как регистрация предполагает обнародование сути подаваемого на регистрацию решения. Как правило, вопрос о необходимости защиты секретов производства решается при заключении лицензионных договоров или как составной части договоров коммерческой концессии, т. е. в отношениях предприятия с третьими лицами. Причем в таких случаях предприятие подписывает предварительные договоры о конфиденциальности, но при этом абсолютно не учитывается возможная утечка информации на этапе разработки ноу-хау в текущих отношениях с работниками предприятия. Основными действиями во избежание раскрытия секретов производства на предприятии должны быть:

– закрепление в трудовом договоре (контракте) или гражданско-правовом договоре обязательства о неразглашении коммерческих тайн предприятия как на протяжении срока договора, так и после ухода наемного работника;

– разграничение доступа к информации, содержащей коммерческую тайну, для сотрудников в зависимости от непосредственной необходимости участия;

– наличие внутренних нормативных документов о коммерческой тайне, инструкций по работе с такими документами, утвержденных списков сотрудников, имеющих доступ к информации, правила доступа к подобной информации, ее раскрытия в публикациях и т. п.

Отдельного упоминания, на наш взгляд, заслуживает всем известный, но специфический момент решения: будет ли являться владельцем прав на создаваемые объекты интеллектуальной собственности предприятия непосредственно само предприятие, его учредитель или соучредители. Ведь, принимая такое решение, собственник бизнеса предопределяет не только схемы финансовой отчетности, но и возможность распоряжения правами на все объекты интеллектуальной собственности предприятия.

 

Автор: Лариса Прохоренко


Яндекс.Метрика