Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Как определяется цена: методы определения цены в контролируемых операциях

В соответствии с заключительными положениями Закона Украины от 04.07.2013 № 408 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» (Закон № 408) с 1 сентября 2013 года субъекты хозяйствования будут по-новому применять обычные цены в целях налогообложения.

Новая редакция статьи 39 Налогового кодекса Украины (НКУ), которая до 1 сентября 2013 года называлась «Методы определения и порядок применения обычной цены», теперь будет называться «Трансфертное ценообразование».

Пунктом 39.3 новой редакцией статьи 39 НКУ установлено пять методов определения цены в контролируемых операциях. Они аналогичны методам, которые содержит действующий пункт 39.2 НКУ:

• метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продаж),

• метод цены перепродажи,

• метод «расходы плюс»,

• метод чистой прибыли,

• метод распределения прибыли.

В отличии от старой, в новой редакции статьи 39 НКУ методы определения обычной цены описаны очень подробно. Однако «новые» методы сложнее «старых».

В частности, для применения последних четырех методов введен новый расчетный показатель – рыночный диапазон рентабельности, которого ранее не было. В то же время для определения уровня рентабельности контролируемых операций Закон № 408 предлагает использовать такие финансовые показатели, как: валовая рентабельность, валовая рентабельность себестоимости, чистая рентабельность, чистая рентабельность затрат, рентабельность операционных затрат, рентабельность активов, рентабельность капитала.

Законом № 408 предусмотрено, что показатели рентабельности определяются на основании данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, сформированных по национальным или международным стандартам.

  

Для применения большинства методов определения обычной цены введен новый расчетный показатель – рыночный диапазон рентабельности

Для определения рыночного диапазона рентабельности должны использоваться значения показателей рентабельности, определенные по результатам финансового анализа не менее трех сопоставимых операций, в том числе совершенных налогоплательщиком, при условии, что такие операции были совершены с несвязанными лицами.

При применении методов цены перепродажи «расходы плюс» и чистой прибыли предусмотрен выбор стороны контролируемой операции, относительно которой применение того или иного метода будет наиболее обоснованным и можно сделать наиболее обоснованный вывод о сопоставимости контролируемой операции с другими операциями, осуществляемыми такой стороной.

Предприятие имеет право выбрать любой из 5 методов, который оно считает наиболее подходящим для конкретной операции. При этом приоритетным всегда будет метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи). Данный метод не применяется только тогда, когда его невозможно применить. Если же подходит метод аналогов продаж и любой другой метод, применяться должен первый метод. Допускается комбинация двух и более методов.

В принципе, новые правила определения обычной цены сами по себе не влияют на уровень налогообложения операций, а лишь более подробно описывают процедурные вопросы. При этом конкретные порядки расчета и применения рыночного диапазона цен (для применения метода аналогов продаж и метода распределения прибыли) и рыночного диапазона рентабельности (для применения всех методов, кроме метода аналогов продаж) еще должны быть утверждены Кабинетом Министров Украины.

В целом для субъектов хозяйствования введение новых методов определения обычной цены в контролируемых операциях, в первую очередь, повлечет увеличение нагрузки на финансовую службу и бухгалтерию, поскольку, по сути, такие методы являются методами финансового анализа.

  

Введение новых методов определения обычной цены повлечет увеличение нагрузки на финансовую службу и бухгалтерию

Впрочем, более важным нововведением, которое будет непосредственно влиять на уровень налогообложения операций, является то, что методы определения обычной цены, установленные новой редакцией статьи 39 НКУ, будут применяться исключительно к контролируемым операциям.

В частности, Законом № 408 предусмотрено, что для определения величины базы налогообложения и налогового кредита по НДС будет применяться обычная цена в соответствии со статьей 39 НКУ, только в случае осуществления контролируемых операций.

Также согласно новой редакции пункта 153.2 НКУ налогообложение налогом на прибыль в порядке, предусмотренном статьей 39 НКУ, будет осуществляться только относительно контролируемых операций.

При этом контролируемыми операциями являются хозяйственные операции (в размере 50 млн. грн. и более за календарный год в расчете на одного контрагента) по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), осуществляемые:

• со связанными лицами – нерезидентами;

• либо со связанными лицами – резидентами, которые задекларировали отрицательное значение объекта налогообложения налогом на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год или являлись неплательщиками (или «нестандартными» плательщиками) налога на прибыль и/или НДС на начало налогового (отчетного года);

• либо с нерезидентом, зарегистрированным в государстве, в котором ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и более процентов ниже, чем в Украине, или если такой нерезидент уплачивает налог на прибыль или корпоративный налог по ставке, которая на 5 и более процентов ниже, чем в Украине. Перечень таких государств утверждается Кабинетом Министров Украины и обнародуется ежегодно с указанием ставок налога в официальных печатных изданиях и на официальном сайте Министерства доходов и сборов Украины.

В соответствии с действующей до 1 сентября 2013 года редакцией п. 39.1 НКУ обычная цена применяется в случае осуществления: бартерных операций; операций со связанными лицами; операций с неплательщиками налога на прибыль или плательщиками, применяющими специальные режимы налогообложения, или ставки налога на прибыль, отличающейся от основной («нестандартными» плательщиками); в других случаях, определенных НКУ.

Таким образом, Закон № 408 фактически сузил сферу применения методов определения обычной цены – до контролируемых операций.

То есть по новым правилам при налогообложении налогом на прибыль и НДС обычная цена будет применяться с использованием методов определения обычной цены только в случае осуществления контролируемых операций, а не как ранее – при осуществлении бартерных операций, операций со связанными лицами и операций с «нестандартными» налогоплательщиками.

  

По новым правилам обычная цена будет применяться только в случае осуществления контролируемых операций

Для бизнеса такое новшество является положительным, поскольку, например, для операций, не превышающих 50 млн. грн. в год со связанными лицами – резидентами, находящимися на упрощенной системе налогообложения, обычная цена и, соответственно, методы определения обычной цены применяться не будут.

Аналогично, если бартерная операция не будет контролируемой, то НКУ не содержит норм предусматривающих применение методов определения обычной цены в порядке, установленном статьей 39 НКУ. В то же время пункт 153.10 НКУ содержит требование формировать доходы и расходы при осуществлении бартерных операций на уровне обычной цены.

Для неконтролируемых операций в случаях, предусмотренных НКУ, обычная цена будет определяться в соответствии с подпунктом 14.1.71 НКУ, которым дано понятие «обычная цена». Необходимо подчеркнуть, что Законом № 408 определение обычной цены кардинально не изменено. Под обычной ценой, как и ранее, понимается цена, определенная в договоре, и если не доказано обратное, считается, что такая цена является рыночной. При этом в отдельных случаях из этого правила предусмотрены исключения.

Соответственно, если бартерная операция не будет контролируемой операцией, и не будет подпадать под исключения, предусмотренные подпунктом 14.1.71 НКУ, то обычной ценой при осуществлении такой операции будет цена, определенная сторонами договора.

Следует также отметить, что Законом № 408 упразднен пункт 153.2.6 НКУ, согласно которому расходы, понесенные в связи с продажей товаров связанным лицам, признавались в размере, не превышающем доходы, полученные от такой продажи.

Фактически, положениями Закона № 408 предусмотрено, что вне контролируемых операций налогоплательщик должен будет определять налоговые последствия, исходя из договорных цен, без использования методов определения обычных цен, даже если будут осуществляться бартерные операции либо операции со связанными лицами или с «нестандартными» налогоплательщиками.

 

ВЫВОД:

В целом такую новацию можно считать положительной, поскольку у предприятий появилась возможность избегать необходимости применения методов определения обычной цены путем «выхода» из критериев контролируемой операции.

 

Автор: Владимир Кузенко


Яндекс.Метрика