Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Штрафные санкции за несвоевременную регистрацию документов

Начнем с того, что Налоговый кодекс Украины предусматривает обязательное наличие у налогоплательщика ряда документов. Одним из таких документов является налоговая накладная. 

Налоговая накладная является документом, который дает налогоплательщику право на налоговый кредит. Требования к данному документу содержаться в ст. 201 Налогового кодекса. Форма и порядок заполнения налоговой накладной определены приказом Министерства финансов Украины от 22.09.2014 № 957 "Об утверждении формы налоговой накладной и Порядка заполнения налоговой накладной". 

Налоговая накладная оформляется и выдается плательщиком налога на добавленную стоимость, который осуществляет поставку товаров (работ/услуг), по требованию покупателя и является основанием для формирования налогового кредита.

К налоговой накладной предъявляются требования не только по форме и заполнению. 

По общему правилу, установленному п. 201.10 ст. 201 Налогового кодекса, при осуществлении операций по поставке товаров (работ/услуг) налогоплательщик – продавец товаров (работ/услуг) обязан в установленные сроки составить и зарегистрировать налоговую накладную в Едином реестре налоговых накладных и предоставить ее покупателю по его требованию.

Только зарегистрированная в Едином реестре налоговая накладная является документом, который порождает правовые последствия для участников налоговых правоотношений, возникающих при уплате налога на добавленную стоимость. Незарегистрированная налоговая накладная не является надлежащим документом налогового учета. В этом случае она не дает право налогоплательщику (покупателю товаров, работ, услуг) на включение сумм налога на добавленную стоимость в состав налогового кредита.

Регистрация налоговых накладных и расчетов корректировок к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных осуществляется не позднее пятнадцати календарных дней, следующих за датой их составления.

Частью третьей пункта 198.6 статьи 198 Налогового кодекса налоговые накладные или расчеты корректировки к ним должны быть зарегистрированы в Едином реестре не позднее 180 календарных дней с даты их составления. 

Регистрация и сроки регистрации налоговых накладных и расчетов корректировок к ним являются действиями обязательного характера.

В силу пункта 190.1 статьи 190 Налогового кодекса невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных этим Кодексом, является налоговым правонарушением. 

Таким образом, несоблюдение установленного срока регистрации налоговой накладной или расчета корректировки к ней следует расценивать как налоговое правонарушение. 

Раздел II Налогового кодекса с 01.01.2015 года был дополнен новой статьей – 120 1. Она предусматривает санкции за нарушение сроков регистрации налоговых накладных, подлежащих предоставлению покупателям – плательщикам налога на добавленную стоимость, и расчетов корректировки в таких налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных.

Налогоплательщик, который своевременно не зарегистрировал налоговую накладную или расчет корректировки, привлекается к финансовой ответственности.

 

Финансовая ответственность применяется в виде штрафа.

Штраф является платой в виде процентов, взимаемой с налогоплательщика в связи с нарушением им требований по регистрации налоговых накладных или расчетов корректировки к ним.

Согласно пункту 120 1.1 статьи 120 1 Налогового кодекса к плательщику налога на добавленную стоимость, который своевременно не зарегистрировал налоговую накладную или расчет корректировки, могут применить штрафы в размере:

– 10 % от суммы НДС, указанной в налоговой накладной или расчете корректировки – в случае нарушения срока регистрации до 15 календарных дней от крайней даты регистрации накладной или расчета в Едином реестре налоговых накладных;

– 20 % от суммы НДС, если нарушили срок от 16 до 30 календарных дней;

– 30 % от суммы НДС, если нарушили срок от 31 до 60 календарных дней;

– 40 % от суммы НДС, если просрочка срока регистрации составляет 61 и более календарных дней.

Что касается санкции в 40 %, то ее практически будут применять только при нарушении срока регистрации от 61 до 180 календарных дней. 

Это связано с тем, что пунктом 120 1.2 статьи 120 1 Налогового кодекса предусмотрен штраф – 50 % от суммы налога на добавленную стоимость, если в Едином реестре налоговых накладных нет сведений о налоговых накладных в течение 180 дней с даты их составления. 

Получается, что санкцию в 50 % начнут применять, если просрочка регистрации налоговых накладных и расчета корректировки будет свыше 180 календарных дня с крайнего дня регистрации указанных налоговых документов.

Следует обратить внимание на важную деталь, которая касается размера штрафа. Штрафная санкция зависит от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в налоговой накладной или в расчете корректировки. Поэтому, нарушение срока регистрации налоговых документов в Едином реестре при осуществлении операций, освобожденных от налога на добавленную стоимость или операций, которые облагаются по нулевой ставке, не повлекут за собой санкции, предусмотренные статьей 120 1 Налогового кодекса.

Что нас ждет на практике. Должностное лицо налогового органа в ходе проверки должно установить ряд обстоятельств. Первое – количество налоговых накладных, срок регистрации которых просрочен. Второе – количество дней просрочки. От этого будет зависеть размер санкции. 

Третье – сумма налога на добавленную стоимость, указанная в налоговых накладных или в расчетах корректировки к ним. Затем следует простая арифметика. Общая сумма налога на добавленную стоимость умножается на соответствующий процент, который соответствует количеству просроченных дней. Полученная сумма будет отражена в соответствующем налоговом уведомлении-решении.

Таким образом, плательщик налога, нарушивший процедуру регистрации налоговых накладных или расчетов корректировки к ним, будет претерпевать неблагоприятные последствия материального характера. 

Штрафные санкции являются средством предупреждения нарушений сроков регистрации. 

Кроме этого, штрафные санкции носят воспитательную функцию. Они должны способствовать повышению правовой культуры и дисциплинированности участников налоговых правоотношений.

 

Автор: Мамут Сатик


Яндекс.Метрика