Welcome visitor you can log in or create an account
A+ A A-

Что изменилось в сфере новостроек после законодательных изменений?

С 01 июня 2017 года законодательство Украины о градостроительной деятельности претерпело ряд существенных изменений. Они не стали неожиданностью для застройщиков, поскольку были подписаны Президентом еще в феврале. Что ждет строительную отрасль Украины? С этим вопросом мы обратились к одному из профессиональных киевских девелоперов - https://orangepark.ua/, чтобы полнее охватить картину законодательных изменений.

Классы последствий (ответственности) зданий и сооружений

Данный термин пришел на смену привычным категориям сложности. Внедренный в законодательство термин «класс последствий (ответственности) зданий и сооружений» характеризует уровень возможной опасности объекта для жизни и здоровья людей, возможность наступления материальных и социальных последствий прекращения эксплуатации объекта или потери его целостности.

Соответственно, по данному критерию закон выделяет следующие классы последствий (ответственности):

незначительные (СС1) - соответствуют объектам I и II категорий сложности - например, хозяйственные сооружения, двухуровневая квартира в Киеве;
средние (СС2) – соответствуют объектам III и IV категорий сложности, к таким относится многоквартирный дом;
значительные (СС3) – соответствуют объектам V категории сложности, например, крупный торговый комплекс.

Вопрос о присвоении класса решается во время экспертизы проектной документации, если обязанность ее проведения установлена законом. Если речь идет о самовольном строительстве, то присвоение данным объектам класса последствий осуществляется органами государственного архитектурно-строительного контроля.

Разрешительная документация на строительство

Одновременно изменился состав разрешительной документации в зависимости от присвоенного объекту класса опасности последствий (ответственности):

строительство объектов СС1 осуществляется после уведомления о начале соответствующих работ;
строительство объектов СС2 и СС3 осуществляется на основании разрешения на выполнение соответствующих работ.

Иными словами, ранее существовавшая обязанность подачи декларации о начале подготовки либо строительных работ отменена. Если декларация уже зарегистрирована до 01 июня 2017 года, то она продолжает действовать. Вопрос о ее отмене может поставить орган государственного архитектурно-строительного контроля в следующих ситуациях:

заказчик предоставил соответствующее заявление об отмене декларации;
имеются сведения о прекращении деятельности организации или ИП, смерти физического лица или признания его безвестно отсутствующим;
установлен факт нарушения требований строительной документации, иных условий и ограничений в указанной сфере;
отмена строительных условий и ограничений;
выявление факта предоставления декларации с указанием недостоверных данных;
установление факта выполнения работ, не указанных в выданной ранее декларации.

Данные основания также являются поводом к отмене разрешительной документации.
Также изменения коснулись законодательства о финансировании строительства объектов за счет средств ФСС – оно может осуществлять только по факту получения застройщиком документов, подтверждающих его право на выполнение соответствующих строительных работ. Если данные документы будут отменены либо аннулированы, заказчик обязан сообщить об этом управляющему в срок до 10 банковских дней с момента вступления в силу соответствующего решения. Финансирование за счет ФСС прекращается управляющим со дня получения соответствующего сообщения. Надзор за исполнением законодательства заказчиком возложен на местные исполнительные органы.

Лицензирование и экспертиза в сфере строительства

С 01 июня 2017 г. на застройщика возложена обязанность оформить лицензию на осуществление деятельности в сфере строительства объектов классов СС2 и СС3.
Кроме того, проектирование объектов, для строительства которых не требует получение разрешительных документов, может осуществляться без наличия квалификационного сертификата. Экспертную деятельность могут осуществлять только те организации, которые внесены в соответствующий перечень. Указанный перечень находится в свободном доступе на официальном сайте ответственного за его составление органа государственной власти. Информация обновляется ежеквартально.
Экспертизу проектов строительства объектов СС3, которое финансируется за счет бюджетных средств, финансов предприятий и учреждений, а также с привлечением кредитов, гарантом возврата которых выступило государство, вправе осуществлять только те экспертные организации, которые соответствуют следующим требованиям:

не менее 80% экспертов состоят в штате;
вышеперечисленные эксперты получили квалификационный сертификат, дающий право проведения экспертизы проектов по указанным направлениям;
экспертная организация имеет филиалы (представительства) на территории региона, в котором реализуется объект строительства.

Кроме того, по новым правилам исключена обязательная экспертная оценка проектов объектов класса СС1.ч

Автор: Анна Мищеряковская


Яндекс.Метрика